Позивний Бандерас: Спасибо и на этом

Этого фильма ждали. Но картина получилась из разряда «хорошо, что вышла», но «плохо, что вышла такой». Хорошие актерские и шикарную операторскую работу тянут на дно сценаристы и лично режиссер. “Позивний Бандерас” явно уступает «Киборга». Однако теперь у нас есть из чего выбирать.

Ко Дню защитника Украины на наши большие экраны выпускают максимально патриотический фильм «Позивний Бандерас» от режиссера Зазы Буадзе. Кто не знает, этот человек уже работал над украинским патриотизмом в кино в своем творении «Червоний». Тогда получилось не ахти, претензий было много (в том числе и от Без Табу), но и о плюсах не позабыли. Тем более, лента открывала новый сезон в украинском кинематографе, и желающих громить ее сразу нашлось немного. Время идет, Заза Буадзе продолжает развивать тему патриотизма в кино. В этот раз современных реалий, на фоне реальных событий, но с тем же Виктором Гуровым в фильме «Позивний Бандерас».

«Позивний Бандерас» - о чем фильм: Осень 2014 года, где-то недалеко от села Веселое на Донбассе. Россия уже напала на Украину, наша заново армия рождается в боях с оккупантами и сепаратистами. На спецзадание посылают контрразведчика Антона Саенко (Олег Шульга) с позывным “”Бандерас. Задание – обнаружить засланного сепаратиста в рядах нашей армии, как надо задержать и привезти на суд честной.

При кропотливой работе вместе с надежной командой друзей “Бандерас” переживает неприятные флешбеки. Ведь село Веселое – его Родина. Он знает всех своих бывших односельчан. Вот тут он подрался с другом, который потом вступил в ряды сепаратистов. А вот она, гулящая женщина, которую он любил в далеком подростковом возрасте. И с семьей были траблы, мать меняла мужиков как полагается. Короче, воспоминания у “Бандераса” о родном селе не очень. Также как и мнение его односельчан об украинских воинах.

Не совсем помогает ситуации и появление у героя на войне серьезной любви. Ведь девушка, которая была категорически против участия “Бандераса” в АТО из-за других взглядов на войну, опять появляется на его пути. Но уже в качестве волонтера. А заодно одной большой занозы в его армейском заду. Короче говоря, у Антона «Бандераса» Саенко дел невпроворот.

«Позивний Бандерас» - смотрите трейлер фильма онлайн:

Военно-детективный фильм Зазы Буадзе в этот раз затянул на 39 миллионов гривен. При этом спасибо Минобороны Украины за предоставленную реальную военную технику. Реальными оказались и события в фильме. Точнее, они базируются на дневнике нацгвардейца Сергея Башкова (позывной “Индианец”). Не обошлось, конечно, без интервью и с другими бойцами ныне продолжающейся войны с Россией. Мало того, некоторые персонажи картины оказались реальными военными. Это касается и одного из главных антагонистов ленты.

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152921

Вообще, снимать кино про войну, которая продолжается на сегодняшний день, рискованно. Да и сам глава Госкино Филипп Ильенко говорит, что при выделении денег на его создание комиссия ведомства чувствовала некоторое волнение и страх. Но у нас уже есть один удачный пример, что хоть тема и опасна как огонь, ее можно показать очень достойно – «Киборги» Ахтема Сеитаблаева. Но сравнивать работу крымского татарина и Зазы Буадзе не получится - уж очень заметные различия в них есть.

Снимать военные детективы для нашего зрителя - дело годное. Раньше нам по телеку какое только российское порно нам не показывали с ментами или операми в этом жанре. Может, где-то годнота и проходила, но своего кино подобного рода у нас было маловато. Так что, после начала российской агрессии: есть спрос – есть предложение. Нишу постепенно надо заполнять, решил Заза Буадзе. И начал немного лажать.

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152919

У его фильма одна из главных проблем – это сценарий. Во-первых, уж слишком он загромождён сюжетными линиями. Тут Антон Саенко ищет диверсанта Ходока в рядах украинских бойцов. Выходит на одну улику, чтобы пройти к другой, а там авось и квест решится. Разбирается в междоусобицах “беркутовцев” и бойцов ВСУ. В результате, вроде, и находит диверсанта, но в последний момент осознает, что знатно промахнулся. Короче, детектив детективом. Сюда же приплетается напыщенность вокруг тайного плана ФСБ по дискредитации украинского войска. А также потери сослуживцев и братьев “Бандераса”, которые умирали вот за этих сепарских односельчан и за Украину.

А вот еще одна линия с флешбеками. Любовь детства. чтобы выжить прибегла, к одной из самых легкодоступных профессий (и это мы не о журналистике), якшается то с украинскими военными, то с сепарскими. Божно умоляет “Бандераса” не бросать ее. А потом глазки начинает строить другу детства Антона, который стал сепаром. О, с ним ведь тоже “Бандерасу” придется разбираться. Ведь именно он, русскоговорящий защитник «ДНР» подорвал автобус с собственными односельчанами, чтобы сбросить вину на “бандеровцов”. И нельзя забывать об этих односельчанах – им-то жить хотелось спокойно, а тут война, причем винят односельчане в войне Украину, а не русских, пришедших на их землю с оружием. Так что, “Бандеросу" еще придется и их терпеть время от времени. А потом обязательно стать героем в их глазах!

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152915

Во всем это хаосе на поле боя появляется девушка Саенко – Женя. Она была категорически против его участия в войне, говорила о выборе “жителей Донбасса” и все в таком стиле. А теперь она – волонтер, патриотка, украиноговорящая гражданка Украины. С ней Буадзе вообще провел странную метаморфозу. Мол, ну вот что-то случилось и дамочка стала патриоткой. А что – гадайте сами, дорогие зрители. Малого того, подруга хоть и вновь прилипла к своему “Бандеросу" (ну, полюбили они опять, такое бывает), она еще и умудрилась стать огромной слабой болевой точкой контрразведчика. Ведь именно ее Ходок украдет, а Бандерас будет героически спасать.

Каша, да? А вот такой замес происходит почти щедрых два часа фильма. К сожалению, Заза Буадзе вместе со сценаристами захотели впихнуть в хронометраж побольше всего. Но акценты переключаются слишком быстро. Одно теряет вес, другое его обретает на пару минут, а потом вообще появляется нечто третье - и к черту предыдущие два. Вроде бы легкая математика, можно же было проработать, чем-то пожертвовать. Но нет, зрителю придется пережить два часа скакания по горкам. Ведь у картины есть темп. Вот только из-за вот этих переплетов сюжетных, он скачет с уровня «о, экшн» до «ща усну». И это мы не говорим еще о сюжетных дырах или моментах отсутствия логики, на которые «Позивний Бандерас» оказался щедр. То Женя становится внезапно патриоткой, то “Бандерас” по доброте душевной не отчитывается перед командованием о тайном туннеле (ну, пройдут сепары – как пройдут та и уйдут, кек), то улики и труп сослуживца подрывают к чертям собачим, мешать он будет что ли, этот жмур…

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152917

Но больше всего в картине смущает, если можно так сказать, присутствие конкретно черного и конкретно белого. Сепары – это черное. Они украинцев в лобешник зрителю называют фашистами, бандеровцами, украми и т.д. Сражаются за свою родину – Донбасс. И даже Россия тут ни при чем, их там нет. Есть “Донецкая Народная Республика” – вот она единственная родина. А украинцев надо ненавидеть. В другом углу этого ринга – Украина и украинские военные. Они за свою страну сражаются и умирают на поле битвы против сепаров и русских. И делают все правильно. Вот так все и подается зрителю, чтобы понятно и доступно. И обязательно в максимально пафосных и лозунговых, но пустых диалогах, которые, к сожалению, не вызывают того фидбека, как в «Киборгах». Единственный, кто сыграл более менее серую роль, это Гиппократ. Нет, без грека обошлось, конечно. Но фельдшер спасает и украинцев, и сепаратистов именно со ссылкой на клятву Гиппократа. И то, ее слова о спасении раненных, вне зависимости от политической позиции, ничего не вызывают.

Короче говоря, текста много, как много всего в фильме. Возможно, стоило бы делать из «Позивний Бандерас» сериал на серий 6-7. Тогда бы и сценаристы с режиссером под песню «Шальная императрица» разгулялись, и зрителю было бы все гораздо понятней. А так – мешанина. Но с экшном! Да-да, пиротехники поработали хорошо. И машинки взрываются, и лагеря подрывают и село горит. Другое дело, что лажа по технике была и тут. Вон палатка летит в воздух, а в ней – ничего и никого. А вот в крупным планом расстреливают невиновных – а там пакетик с кровью под рубашкой замечен.

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152918

Лажи в фильме вообще много. Даже по телефону герои говорят иногда при открытом наборе текста в заметке. Есть эта лажа, от нее не убежишь. А если убегать, то только чтобы отвлечься на хорошую операторскую работу. Смотреть на панорамы, пролетки над украинской землей приятно. Тем более, что тут все при свете дня, под палящим солнышком. А на заднем фоне играет достойная музыка от любимого композитора Зазы Буадзе – Франко Эко.

Последнее что надо упомянуть, это актерская игра. Начнем с того, что украинские военные показаны так как оно есть, то есть, весьма по-человечному. Они матюкаются трехэтажным матом, слегонца выпивают, за своих побратимов глотки готовы рвать иногда. Сепары выглядят не такими тупыми, как могут некоторые представлять. Все это одни актеры показывают хорошо, у других получается не ахти. Но ставить это в вину, например, отвоевавшим в реальной жизни украинцам как-то не хочется. Касательно профессиональных актеров – всех готовили к побегать, попрыгать, перекатиться по земле и остальным армейским приемам.

Позивний Бандерас: Спасибо и на этом - фото 152916

Некоторые знали это еще до подготовки. Например, Олег Шульга, исполнивший роль “Бандераса”. Он добровольцем год отслужил в зоне АТО. В его персонаже собран немного идеализированный образ настоящего украинского бойца – сильного, храброго и максимально патриотичного. Хорошо это или плохо решать зрителю. Но Шульга справился достойно. Он, по крайней мере, запоминается. Женские персонажи, которых в этот раз побольше чем в «Червоном» запоминаются слабо. Хотя той же Жене в исполнении Юлии Чепурко отведена прям немаловажная роль (все равно «не верю»). Стоило бы выделить среди актеров и самого Ходока в исполнении реального украинского снайпера ВСУ Николая Озерова. Но выделить не в лучшем свете, уж от него чувствуется некая неправдоподобность. Хотя тоже, как можно от него требовать профессиональной игры, когда он этим всю жизнь не занимался. Плюс над персонажем так поиязголялись сценаристы, что мама не горюй, мы ничего уже не исправим.

Что в итоге. «Позивний Бандерас» - это картина из разряда «хорошо, что вышла», но «плохо, что вышла такой». Нет, конечно, не все прям уж так плохо. С технической стороны и актерской все относительно нормально. Но со сценарной – ой, беда, режиссер Заза Буадзе, ой беда. Конечно, он хотел сделать как можно лучше, понасыщенней, поинтересней. Но «шо занадто, то нездраво». Похвалить можно за то, что в украинском кинематографе все же заполняются постепенно свободные жанровые ниши. Посочувствовать же можно тому, что за пределы Украины этот фильм однозначно не выйдет под барабанную дробь да с фанфарами. Это чисто украинское кино для чисто украинского зрителя. Которое опять не окупится. И явно уступает более глубокой драме «Киборги». В любом случае, фильм Зазы Буадзе «Позивний Бандерас» лучше любого российского фильма на данную тему. впрочем, превзойти представителей страны-агрессора было не трудно. Спасибо и на этом.

Настя Белова, Без Табу