Религия в европейской Украине: сохранит ли церковь свое влияние

Украинское общество, двигаясь в европейское пространство, уже столкнулось с необходимостью модернизации не только экономики, но и мировоззрения. Украинский контекст В Украине возникают новые политические и гражданские движения. В этом контексте возникает потребность в переосмыслении общественных ценностей, однако значительная часть общества пока категорична во взглядах на семью и месте ЛГБТ-сообщества. Первым существенным испытанием для украинских депутатов на "европейскость" стало голосование за изменения в Трудовой кодекс, которые запрещают дискриминацию в этой сфере в зависимости от расы, пола, политических и религиозных убеждений и сексуальной ориентации. Украинские законодатели, которые привыкли постоянно пиариться на теме "Украина — это Европа", только с 7 попытки смогли утвердить эти поправки. Пример является более чем показательным, ведь показывает, что представление украинцев, как и депутатов, о европейскости и реальный путь в Европу есть вещами несколько отличными. Европейский контекст В то же время религиовед Анатолий Бабинский предостерегает, что не следует противопоставлять ценности европейским — ведь в Европе живет более 250 миллионов католиков. А в некоторых европейских странах влияние церкви на общество даже больше, чем в Украине. Религиозные конфессии в Германии являются вторыми после государства работодателями в стране. Правительство страны собирает у немцев налоги для церкви, чтобы распределять их между больницами, школами и вузами, которые находятся под патронатом церкви — отметил эксперт. Трансформация общества и церковь Свежие цифры "Социального мониторинга" доверия украинцев прекрасно демонстрируют, что церковь имеет традиционно высокое доверие. Что нельзя сказать об украинской власти и отдельных политиках. Такое положение вещей позволяет церковникам достаточно комфортно чувствовать себя в общественных трансформациях, чем другим. Железный и довольно справедливый аргумент звучит просто: "Сколько этот президент или премьер у власти — 2, 3 года, а церковь существует уже 1 тысячу лет". Несмотря на это Бабинский считает, что высокое доверие к церкви в Украине вызвано вакуумом доверия к другим институтам. В Украине очень слабое институциональное доверие. Это также является большим полем для коррупции. Люди тотально не доверяют институтам. Поэтому церковь имеет такой высокий рейтинг, — отметил эксперт. По его словам, сейчас в Церкви есть проблемы с пониманием того, насколько украинское общество быстро меняется. Гражданское общество Если дальше оперировать результатами опроса о доверии, то они демонстрируют другую интересную тенденцию — волонтеры опередили церковь в рейтинге доверия на второе место. Бабинский это объясняет тем, что украинцы готовы доверять кому-то больше, чем церкви. Любая действительно добродетельная сила может рассчитывать на доверие украинцев. Однако, это доверие также вызвано общественными превоплощениями и войной на Донбассе, а потому отчасти является ситуативным. Это касается и высокого доверия к армии. Авторитет волонтеров и военнослужащих трудно возразить. Именно эти среды являются фундаментом гражданского общества и новых ценностей, которые могут вступить в противоречие с религиозными. Однако, пока идет война, такие дискуссии являются преждевременными. Кроме того, стоит отметить. что дискуссия о месте церкви в современном государстве есть не только в Украине. Она имеет место и в США. В Украине этот мировоззренческий конфликт только начинается — на него должен ответить каждый: какое место церкви в современном обществе хочет видеть он, ведь от мнения многих зависит, в какой стране он будет жить.