Почему Конституционный суд отменил языковой закон «Колесниченко-Кивалова»

28 февраля Конституционный суд принял решение, что Закон Украины "Об основах государственной языковой политики" от 3 июля 2012 года, является неконституционным. Он теряет силу со дня принятия этого решения.

Отметим, что 28 февраля Конституционный суд Украины признал неконституционным закон "Об основах государственной языковой политики" авторства экс-нардепов от "Партии регионов" Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко.

"Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, которое не может быть обжаловано", — говорится в сообщении на сайте суда в среду.

При рассмотрении конституционного представления 57 народных депутатов Конституционный суд установил, что процедура рассмотрения и принятия этого закона проходила с рядом нарушений. В частности, ко второму чтению не была подготовлена ​​сравнительная таблица и заключение профильного комитета парламента, не было проведено обсуждение законопроекта, депутаты были лишены права на рассмотрение их поправок и предложений.

Также Конституционный суд указал на пребывание народных депутатов Украины при принятии закона в местах, исключающих личное голосование; блокирование народными депутатами Украины выступающих, физическое воспрепятствование голосованию народных депутатов; голосование одних народных депутатов Украины карточками других, которые не находились в зале заседаний Верховной Рады во время голосования.

"Конституционный суд Украины пришел к выводу, что нарушения конституционной процедуры рассмотрения и принятия проекта закона № 9073 (регистрационный номер) во время его принятия в целом на вечернем пленарном заседании Верховной Рады Украины 3 июля 2012 года носили системный характер и существенно повлияли на окончательный результат принятия закона. Изложенное является основанием для признания закона неконституционным согласно ч. 1 ст. 152 Конституции Украины", — говорится в сообщении суда.

При этом Конституционный суд отметил, что в данном случае, в связи с несоблюдением процедуры рассмотрения закона, конституционному контролю подлежало не содержание закона, а установленная Конституцией Украины процедура его рассмотрения и принятия.